Сайты, возможно купить учебную литературу.
http://my-shop.ru/
http://www.labirint.ru/
Фонетический разбор слова
http://my-shop.ru/
http://www.labirint.ru/
Фонетический разбор слова
1.
Орфографическая запись слова.
2 Характеристика
всех звуков по порядку:
а) согласный
– звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный),
какой буквой обозначен;
б) гласный:
ударный – безударный.
3 Количество
звуков и букв.
4 Сколько
согласных звуков, сколько гласных звуков, сколько слогов
5
Транскрипция слова.
Образец разбора
Приятели – 4 согласных, 4 гласных, 4 слога [пр’ийа́т’эл’и]
п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
р [р’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
и [и] – гласный, безударный.
Я [ й ] –
согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
[а́] –
гласный, ударный.
т [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный.
е [Э] – гласный, безударный.
л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
и [и] – гласный, безударный.
8 букв – 9 звуков.
Гласные звуки.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит
изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из
голоса, который образуется при дрожании
голосовых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
А, О, У, Ы, Э - это буквы, которые дают предыдущему
согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч'], [щ'] – всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща
[ч'ащ'а], часы [ч'асы].
Я, Ё, Ю, И,
Е - это буквы, которые дают
предыдущему согласному команду:
«Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки
[ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
мята [м'ата], тёрка [т'орка], мюсли [м'усл'и], мел [м'эл], лес [л'эс], жир [жыр],
ширь [шыр'], цифра [цыфра].
Буквы Я, Ё, Ю, Е -
йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в
слове.
Я, Ё, Ю, Е стоят
после согласных, то обозначают мягкость
предыдущего согласного (кроме всегда
твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один
гласный звук : я – [а], ё – [о], ю – [у], е – [э] :
Мяч[м'ач], тёрн [т'орн], тюль [т'ул'], пена [п'эна].
Я, Ё, Ю, Е дают два
звука: согласный [й'] и соответствующий
гласный, если они стоят
в начале слова: яма
[й'aма ], ёлка [й'олка], юла
[й'у ла ], ель [й'э л'];
после гласных: маяк [май'ак], поёт
[пай'от], поют [пай'ут], поел [пай'эл];
после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д'ир'эв'й'а
], объём [абй'ом], вьюга [вй'уга], съезд [сй'эст].
В транскрипции буквы
Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
Буква И после Ь
обозначает два звука: чьи [ч'й'и],
лисьи [лис'й'и]
[й'] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .
В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в
слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”
Согласные звуки.
При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает
преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Звонкие
образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и
шума.
Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (больше голоса и
совсем мало шума в звуке), всегда
звонкие.
Б, В, Г, Д, Ж, З – звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з],
[б'], [в'], [г'], [д'], [ж'], [з'],
имеют парные звуки по звонкости/глухости.
Глухие
произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят
только из шума:
П, Ф, К, Т, Ш, С
- глухие [п], [ф], [к], [т], [ш],
[с], [п'], [ф'], [к'], [т'], [ш'], [с'],
имеют парные звонкие;
X, Ц, Ч, Щ - [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .
Для того чтобы определить,
звонкий или глухой согласный, ребёнок
закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при
произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а
шум, то этот согласный глухой.
Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н],
[п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ш].
Мягкие: [б'], [в'], [г'], [д'], [з'],[й'], [к'], [л'], [м'],
[н'], [п'], [р'], [с'], [т'], [ф'], [х'], [ц], [ч'], [щ']. При фонетическом разборе мягкие звуки
обозначаются знаком ['].
Твердые и мягкие согласные при произношении различаются
положением языка. Важно различать для
правильного произношения и написания слов:
мол [мол] – моль [мол'], угол [угол] – уголь [угол'], нос [нос] – нёс
[н'ос].
Л, М, Н, Р, Й - всегда звонкие.
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С – парные согласные по
звонкости-глухости.
X, Ц, Ч, Щ - всегда
глухие согласные.
Ч, Щ, Й
- всегда мягкие согласные.
Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные.
Ж, Ш,Ч, Щ - шипящие.
Обратите внимание !
Для гласных.
Буквы Я, Ё, Ю,
Е - йотированные.
Если эти буквы стоят
после согласных, то они дают один звук:
Я – [а], Ё – [о], Ю – [у], Е – [э]: Лён -
[л' о н] - 3 буквы,
3 звука.
Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и
разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают 2 звука:
Я – [й'а], Ё – [й'о], Ю – [й'у], Е – [й'э]: Ёлка - [й' о
л к а] -
4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай'о т ] – 4 буквы, 5 звуков.
Буква И
после Ь обозначает два звука: чьи [ч'й'и], лисьи
[лис'й'и];
после согласных Ж, Ш, Ц
даёт звук [ы]:
зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
гласная О под
ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
кОтик – [ кОт ' и к], скворцы – [с к в а р ц ы];
гласная Е под
ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:
лес [л'эс], лесА
[л'исА] (см. лисА [л'исА]), весна [в'исна];
в некоторых
иноязычных словах перед гласной Е
согласный произносится твёрдо:
кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл'];
гласная Я под ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]:
мяч – [м'ач'], рябина – [р'эб'ина], пятно – [п'итно].
Для согласных.
парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед
глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
гриб – [гр' и п], лавка – [л а ф к а];
Й, Ч, Щ - [й'], [ч'],
[щ'] – всегда мягкие;
Ж, Ш, Ц – [ж], [ш], [ц] – всегда твердые;
Если в слове рядом стоят несколько согласных, то
в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся
(непроизносимые согласные), но буквы
в,д, л, т пишутся:
чувство [ч'Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с'Эрцэ],
радостный [рАдасный'].
сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН - [зн]:
звёздный – [з в' о з н ы й'], лестница – [л' эс 'н'и ц а].
иногда на месте буквы Г
перед глухой согласной произносятся звуки [к], [х]:
когти - [к о к т' и],
мягкий - [м' ах ' к ' и й'];
иногда буква С в
начале слова перед звонкой согласной озвончается:
сделал – [з' д' э л а
л].
между корнем и
суффиксом перед мягкими
согласными согласные могут звучать
мягко :
зонтик – [з о н' т 'и к];
иногда буква Н
обозначает мягкий согласный
звук перед согласными Ч, Щ:
стаканчик – [с т а к а н' ч' и к], сменщик – [см'э н' щ' и
к];
Удвоенные согласные
располагаются
после ударного
гласного, то дают длинный звук : грУппа
[ груп:а], вАнна [ ван:а];
перед ударным гласным, то образуется обычный согласный
звук: миллиОн [м'ил'иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал'Эй'а] ;
сочетания ТСЯ, ТЬСЯ
(у глаголов) произносятся как длинный [ц]:
бриться – [бр' иц:а];
иногда
сочетание ЧН, ЧТ
произносится как [ш]:
конечно – [ кан '
эшна ], скучно – [ скушна ], что -
[ш т о], чтобы - [штобы];
буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ обозначают звук [щ']:
щавель [щ 'ав ' эл '
], счастливый [ щ 'асливый ' ], извозчик
[извощ 'ик], перебежчик [п 'ир
'ибещ 'ик];
в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]:
Работа над ошибками
1.Проверяемые
безударные гласные в корне слова.
Напиши проверочное слово; слово, в котором сделал ошибку.
Запиши ещё 2 родственных слова. Выдели
корень слова.
Пример: кормит –
кормушка, корм, кормилец;
2. Непроверяемые
гласные и согласные в корне слова (словарь).
Напиши слово 3 раза, поставь знак ударения, выдели корень.
Пример: молоток,
молоток, молоток. Аллея, аллея,
аллея.
3. Проверяемые
согласные в корне слова (звонкие и глухие согласные).
Напиши проверочное слово; затем слово, в котором сделал
ошибку:
Пример: узенький
– узкий; грибы – гриб, снега – снег, хлеба – хлеб.
4. Непроизносимые
согласные в корне слова.
Напиши проверочное слово; затем слово, в котором сделал
ошибку:
Пример: опоздать
– поздно; грустит – грустный, честь - честный, место – местный.
5. Буквы И, У, А
после шипящих.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Запиши 2 примера на
это правило.
Пример:
кружились; чаща, мыши, лыжи, чудо.
6. Правописание
сочетаний ЧК, ЧН.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Запиши 2 примера на
это правило.
Пример: дочка;
ручка, почка, ночка.
7. Разделительные Ъ и
Ь.
Напиши слово, в котором сделал ошибку.
Пример: воробьи,
вьюга, шью, соловьи. Подъезд; разъезд, объявление, разъяснить.
8. Раздельное
написание предлогов с другими словами.
Напиши слово с предлогом.
Пример: на берегу
– (на чём?) на крутом берегу.
9. Употребление Ь на
конце имён существительных после шипящих.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Укажи его род.
Пример: мышь –
жен. р.
10. Употребление Ь
для обозначения мягкости согласных.
Напиши слово, в
котором сделал ошибку. Приведи 2 примера
на это правило.
Пример: Лось;
мальчик, снегирь.
11. Большая буква в
именах собственных.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Приведи 2 примера на
это же правило.
Пример: Марина –
имя. Россия – страна.
12. Безударные
падежные окончания имён существительных.
Напиши пару слов с вопросом. Укажи падеж и склонение имени
существительного, выдели его окончание.
Приведи 2 примера на это правило.
Пример: бросались
(чем?) камнем – твор. п., 2 скл.; шли полем, осветились солнцем
13. Безударные
окончания имен прилагательных.
Напиши прилагательное с вопросом, определи его род и падеж.
Пример: по льду
(какому?) крепкому – муж. р., дат. п.
14. НЕ с глаголами.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Укажи части речи.
Пример: не был,
не учил, не ходил.
15. Ь после шипящих в
форме 2-го лица единственного числа у
глаголов.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Выдели окончание
глагола. Определи его лицо и число.
Пример: горюешь –
2-е лицо, ед. ч.
16. Безударные личные
окончания глаголов.
Напиши глагол вместе с именем существительным, с которым он
связан по смыслу. Поставь знак ударения, выдели окончание, запиши глагол в
начальной форме, укажи его спряжение.
Пример: весна
наступает – наступать, 1 спряжение
17. Перенос слов.
Слово, в котором сделал ошибку, напиши, разделив на слоги
для переноса.
Пример: мед-вежонок,
медве-жонок, медвежо-нок.
18. Правописание
суффиксов.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Напиши ещё 2 слова с
таким же суффиксом.
Пример:
беленький; маленький, синенький
19. Гласные и
согласные в приставках.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Приведи 2 примера
слов с такой же приставкой.
Пример: посадил;
пошёл, поехал.
20. Знаки препинания
на конце предложения.
Напиши предложение, в котором сделал ошибку. Укажи его вид
по цели высказывания.
Пример: Хороша
весна в лесу! (восклиц.)
21. Запятая при
однородных членах предложения.
Напиши предложение, в котором сделал ошибку, расставь
правильно знаки препинания, подчеркни однородные члены.
Пример: Ваня
вышел на дорогу, пошёл к городу.
22. Пропуск и замена
букв.
Напиши слово, в котором допустил ошибку. Подчеркни букву,
которую написал неправильно. Составь с этим словом предложение.
Пример: птица;
Пёстрая птица сидела на ветке.



Комментариев нет:
Отправить комментарий