ВАМ

Сайты, возможно купить учебную литературу.

http://my-shop.ru/
http://www.labirint.ru/

Фонетический разбор слова

1.            Орфографическая запись слова.
2             Характеристика всех звуков по порядку:
а)            согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;
б)           гласный: ударный – безударный.
3             Количество звуков и букв.
4           Сколько согласных звуков, сколько гласных звуков, сколько слогов
5           Транскрипция слова.
Образец разбора

Приятели – 4 согласных, 4 гласных, 4 слога [пр’ийа́т’эл’и]
п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
р [р’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
и [и] – гласный, безударный.
Я             [ й ] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
               [а́] – гласный, ударный.
т [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный.
е [Э] – гласный, безударный.
л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
и [и] – гласный, безударный.
8 букв – 9 звуков.

  
Гласные звуки.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса,  который образуется при дрожании голосовых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
А, О, У, Ы, Э - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч'], [щ'] – всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща  [ч'ащ'а], часы  [ч'асы].
Я,  Ё,  Ю,  И, Е -  это буквы,  которые дают  предыдущему согласному команду:  «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются  всегда твердыми:
мята [м'ата], тёрка [т'орка], мюсли  [м'усл'и], мел [м'эл], лес [л'эс], жир [жыр], ширь [шыр'], цифра [цыфра].

Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е - йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
Я, Ё, Ю, Е  стоят после согласных, то  обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме  всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и  дают один гласный звук : я – [а], ё – [о], ю – [у], е – [э] :
Мяч[м'ач], тёрн [т'орн], тюль [т'ул'], пена [п'эна].
Я, Ё, Ю, Е  дают два звука:  согласный [й'] и соответствующий гласный,  если они  стоят
в  начале  слова: яма  [й'aма ], ёлка  [й'олка],  юла  [й'у ла ],  ель  [й'э л'];
после гласных: маяк [май'ак],  поёт  [пай'от],  поют [пай'ут],  поел [пай'эл];
после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д'ир'эв'й'а ],  объём [абй'ом], вьюга [вй'уга],  съезд [сй'эст].

В транскрипции  буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
Буква И после Ь  обозначает два звука: чьи [ч'й'и],  лисьи  [лис'й'и]
[й'] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .
В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”


Согласные звуки.

При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы,  зубы и язык)  в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Звонкие
образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке),  всегда звонкие.
Б, В, Г, Д, Ж, З – звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б'], [в'], [г'], [д'], [ж'], [з'],  имеют парные звуки по звонкости/глухости.
Глухие
произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
П, Ф, К, Т, Ш, С  -  глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п'], [ф'], [к'], [т'], [ш'], [с'],  имеют парные звонкие;
X, Ц, Ч, Щ  -  [х], [х’], [ц], [ч’],  [щ’] – всегда глухие,  не имеют парных по звонкости/глухости .
Для того чтобы определить,  звонкий или глухой согласный, ребёнок  закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ш].
Мягкие: [б'], [в'], [г'], [д'], [з'],[й'], [к'], [л'], [м'], [н'], [п'], [р'], [с'], [т'], [ф'], [х'], [ц], [ч'], [щ'].  При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком ['].
Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно  различать для правильного произношения и написания слов:  мол [мол]  – моль [мол'],  угол [угол] – уголь [угол'], нос [нос] – нёс [н'ос].

 Л, М, Н, Р, Й -  всегда звонкие.
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С – парные согласные по звонкости-глухости.
X, Ц, Ч, Щ -  всегда глухие  согласные.
Ч,  Щ,  Й  -  всегда мягкие  согласные.
Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные.
Ж, Ш,Ч, Щ -  шипящие.

Обратите внимание !
Для гласных.
Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е  - йотированные.
Если  эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
Я – [а], Ё – [о], Ю – [у], Е – [э]:   Лён -  [л' о н] -  3  буквы,  3  звука.
Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают 2 звука:
Я – [й'а], Ё – [й'о], Ю – [й'у], Е – [й'э]: Ёлка -  [й'  о л к  а] -  4 буквы,  5  звуков. Поёт [пай'о т  ] – 4 буквы, 5 звуков.
Буква И
после Ь обозначает два звука: чьи [ч'й'и],  лисьи  [лис'й'и];
после согласных Ж, Ш, Ц   даёт звук [ы]:
зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
гласная О  под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
кОтик – [ кОт ' и к], скворцы – [с к в а р ц ы];
гласная Е  под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:
лес [л'эс],  лесА [л'исА] (см.   лисА [л'исА]), весна [в'исна];
в некоторых  иноязычных словах перед гласной Е  согласный произносится твёрдо:
кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл'];
гласная Я под ударением даёт звук [а],  а без ударения [э], [и]:
мяч – [м'ач'], рябина – [р'эб'ина], пятно – [п'итно].
Для согласных.
парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
гриб – [гр' и п], лавка – [л а ф к а];
Й, Ч, Щ  - [й'], [ч'], [щ'] – всегда мягкие;
Ж, Ш, Ц – [ж], [ш], [ц] – всегда твердые;
Если в слове рядом стоят несколько  согласных, то  в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но  буквы в,д, л, т пишутся:
чувство [ч'Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с'Эрцэ], радостный [рАдасный'].
сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН - [зн]:
звёздный – [з в' о з н ы й'], лестница – [л' эс 'н'и  ц а].
иногда на месте буквы Г  перед глухой согласной произносятся звуки [к],  [х]:
когти -  [к о к т' и], мягкий -  [м' ах ' к ' и й'];
иногда буква С  в начале слова перед звонкой согласной озвончается:
сделал – [з' д'  э л а л].
между  корнем  и  суффиксом  перед мягкими согласными согласные  могут  звучать  мягко :
зонтик – [з о н' т 'и к];
иногда  буква  Н  обозначает  мягкий  согласный  звук  перед  согласными Ч, Щ:
стаканчик – [с т а к а н' ч' и к], сменщик – [см'э н' щ' и к];
Удвоенные  согласные располагаются
 после ударного гласного, то дают длинный  звук : грУппа [ груп:а],  вАнна [ ван:а];
перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук:  миллиОн  [м'ил'иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал'Эй'а] ;
сочетания ТСЯ, ТЬСЯ   (у глаголов) произносятся как длинный [ц]:
бриться – [бр' иц:а];
иногда   сочетание  ЧН,  ЧТ  произносится  как   [ш]:
конечно  – [ кан ' эшна ], скучно  – [ скушна ],  что -  [ш т о], чтобы -  [штобы];
буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ  обозначают звук [щ']:
щавель  [щ 'ав ' эл ' ], счастливый  [ щ 'асливый ' ],  извозчик  [извощ 'ик], перебежчик  [п 'ир 'ибещ 'ик];
в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г  произносится как [в]:

белого – [б е л а в а].

Можно сделать закладку в тетрадку


Работа над ошибками

1.Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Напиши проверочное слово; слово, в котором сделал ошибку. Запиши  ещё 2 родственных слова. Выдели корень слова.
Пример: кормит – кормушка, корм, кормилец;
           
2. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарь).
Напиши слово 3 раза, поставь знак ударения, выдели корень.
Пример: молоток, молоток, молоток.       Аллея, аллея, аллея.

3. Проверяемые согласные в корне слова (звонкие и глухие согласные).
Напиши проверочное слово; затем слово, в котором сделал ошибку:
Пример: узенький – узкий; грибы – гриб, снега – снег, хлеба – хлеб.

4. Непроизносимые согласные в корне слова.
Напиши проверочное слово; затем слово, в котором сделал ошибку:
Пример: опоздать – поздно; грустит – грустный, честь - честный, место – местный.

5. Буквы И, У, А после шипящих.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Запиши 2 примера на это правило.
Пример: кружились; чаща, мыши, лыжи, чудо.

6. Правописание сочетаний ЧК, ЧН.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Запиши 2 примера на это правило.
Пример: дочка; ручка, почка, ночка.

7. Разделительные Ъ и Ь.
Напиши слово, в котором сделал ошибку.
Пример: воробьи, вьюга, шью, соловьи. Подъезд; разъезд, объявление, разъяснить.

8. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Напиши слово с предлогом.
Пример: на берегу – (на чём?) на крутом берегу.

9. Употребление Ь на конце имён существительных после шипящих.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Укажи его род.
Пример: мышь – жен. р.

10. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.
Напиши слово,  в котором сделал ошибку.  Приведи 2 примера на это правило.
Пример: Лось; мальчик,  снегирь.

11. Большая буква в именах собственных.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Приведи 2 примера на это же правило.
Пример: Марина – имя. Россия – страна.

12. Безударные падежные окончания имён существительных.
Напиши пару слов с вопросом. Укажи падеж и склонение имени существительного, выдели  его окончание. Приведи 2 примера на это правило.
Пример: бросались (чем?) камнем – твор. п., 2 скл.; шли полем, осветились солнцем

13. Безударные окончания  имен прилагательных.
Напиши прилагательное с вопросом, определи его род и падеж.
Пример: по льду (какому?) крепкому – муж. р., дат. п.

14. НЕ с глаголами.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Укажи части речи.
Пример: не был, не учил, не ходил.

15. Ь после шипящих в форме  2-го лица единственного числа у глаголов.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Выдели окончание глагола. Определи его лицо и число.
Пример: горюешь – 2-е лицо, ед. ч.

16. Безударные личные окончания глаголов.
Напиши глагол вместе с именем существительным, с которым он связан по смыслу. Поставь знак ударения, выдели окончание, запиши глагол в начальной форме, укажи его спряжение.
Пример: весна наступает – наступать, 1 спряжение
            
17. Перенос слов.
Слово, в котором сделал ошибку, напиши, разделив на слоги для переноса.
Пример: мед-вежонок, медве-жонок, медвежо-нок.

18. Правописание суффиксов.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Напиши ещё 2 слова с таким же суффиксом.
Пример: беленький; маленький, синенький

19. Гласные и согласные в приставках.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Приведи 2 примера слов с такой же приставкой.
Пример: посадил; пошёл, поехал.

20. Знаки препинания на конце предложения.
Напиши предложение, в котором сделал ошибку. Укажи его вид по цели высказывания.
Пример: Хороша весна в лесу! (восклиц.)
               
21. Запятая при однородных членах предложения.
Напиши предложение, в котором сделал ошибку, расставь правильно знаки препинания, подчеркни однородные члены.
Пример: Ваня вышел на дорогу, пошёл к городу.
             
22. Пропуск и замена букв.
Напиши слово, в котором допустил ошибку. Подчеркни букву, которую написал неправильно. Составь с этим словом  предложение.
Пример: птица; Пёстрая птица сидела на ветке.




Комментариев нет: